Цикл лекций Евгения Прощина "ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ"
В центре современного искусства «Аренал» с 26 сентября по 12 декабря будет проходить цикл лекций Евгения Прощина, посвященных научной интерпретации хрестоматийных текстов русской классики.
Начало лекций в 19:00
БИЛЕТЫ: 100 руб., льготный - 70 руб.
АБОНЕМЕНТ: 500 руб., льготный – 300 руб.
ПРОГРАММА ЦИКЛА:
• 26 сентября «А была ли энциклопедия русской жизни?»
Известнейшее железобетонное положение Белинского на многие столетия превратило одно из лучших произведений, находящихся в русле развития романтизма, в незыблемый идеологический артефакт, из-за чего была потеряна сама художественная сторона произведения, на которое смотрели как угодно, но только не с позиций самого времени. Меж тем сама авторская позиция, отчетливо выраженная в тексте произведения и обозначенная Пушкиным словом «противоречия», мешает назвать «Евгения Онегина» энциклопедией, где факты должны быть изложены непротиворечиво и с претензией на как можно более однозначное толкование. Именно поэтому конструктивный принцип пушкинского произведения может быть обозначен весьма разным способом, но никак не при помощи «энциклопедического» костыля.
• 10 октября «Автор нашего времени».
Роман как собрание повестей - классическая трактовка жанрового своеобразия «Героя нашего времени». Но нам хотелось бы показать, что данное произведение находится лишь на пути к Герою, и что если это и роман, то роман о его Авторе. Называя роман Лермонтова романом, мы делаем это aposteriori, зная, что было написано во всем остальном XIX века и неизбежно проецируя генеральные особенности крупной эпической формы на тот причудливый гибрид, что вырастает из прозаических романтических произведений как попытка преодоления лироэпической соотнесенности Автора и Героя. Но этого еще мало, чтобы назвать текст Лермонтова романом, как называем мы подобным термином создания Толстого или Достоевского.
• 24 октября «Куда ж несешься ты»?
Принято считать, что понимание первого тома «Мертвых душ» связано с замыслом о трилогии. Меж тем внимательно, а не как обычно, читая поэму Гоголя, мы вдруг понимаем, что образ той же России коренным образом отличен от того, что до сих пор говорят о нем в школе. Если мы задумаемся над вопросом, насколько уместно поверять по-настоящему написанные Гоголем произведения его утопической логикой мышления, то поймем, что гениальная неудача писателя, так и не написавшего три тома, абсолютно обоснована эстетической законченностью того, что дошло до нас как поэма «Мертвые души».
• 14 ноября «О тварях и сверхчеловеках».
Пример Достоевского - один из самых любопытных в контексте изучения того, как религиозность автора не до конца уживается с тем, что он пишет как писатель. Выводя вроде бы четкую логику морали в своем романе «Преступление и наказание», он тем не менее падает жертвой внешней по отношению к тексту цепочки моральных рассуждений, что доказывает и сам текст произведения. «Преступление и наказание» - важнейший шаг на пути формирования особой романной формы в творчестве Достоевского, но этот шаг трудно считать образцово показательным. Ломая, а в эпилоге произведения и сводя на нет обозначенную в первых главах проблематику текста, писатель тем самым демонстрирует, насколько хрупка творческая цель в ее столкновении с внешнеэстетическими факторами, что могут основательно скорректировать художественные выводы, даже вопреки намерениям самого писателя.
• 28 ноября «Лев Толстой и взятие Трои».
Всем хорошо известно, что «Война и мир» - роман-эпопея, тем более с уклоном в историю. Меж тем это причудливое определение является одним из самых нелепых за всю историю русского литературоведения. Роман – слово европейское, о европейском обществе и его ментальности заявляющее. Эпопея –нечто предстоящее Европе и европейским народам в нашем понимании, максимум подсознание нации, но не как ее актуальный смысл. Соединяя оба термина вместе, создавая причудливый кентаврический гибрид, мы пытаемся понять, что же написано Толстым не о войне 1812 года, хотя он вроде бы писал именно о ней. Таким образом, О жанре и его свойствах и пойдет речь на данной встрече.
• 12 декабря «Стук топора по лопнувшей струне».
Именно такое бессмысленное словосочетание приходит на ум, когда сталкиваешься с пониманием драматургии Чехова в духе пьес Островского с конфликтами поколений, нравственной проблематикой и всеми другими необходимыми атрибутами критического реализма. а вот что такое конфликт и проблематика в пьесах Чехова нужно еще выяснить, чем мы и займемся.
СПРАВКА
Лектор и автор цикла - кандидат филологических наук, доцент кафедры Русской литературы 19 века ННГУ им. Лобачевского, поэт и культуртрегер Евгений Прощин.
Твитнуть |
Отзывы
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь