Фестиваль документальных фильмов «Йиглава»
Фестиваль документальных фильмов «Йиглава» состоится в Нижнем Новгороде с 22 по 25 мая 2017 года.
Место проведения: Кинофактура (ул. Варварская, 32, второй этаж).
Все сеансы фестиваля начинаются в 19:00.
Фестиваль документальных фильмов «Йиглава» - это смотр авторских и документальных лент, который ежегодно проходит на юго-востоке Чехии. Он приковывает внимание к социально значимым проектам, которым свойственен инновационный стиль и образность.
Главный символ фестиваля в Йиглаве – воронка. Предмет, с помощью которого мы можем слушать и смотреть на мир. Сквозь какой бы ее конец мы ни посмотрели, мы увидим все тот же мир, но по-разному. Воронка, таким образом, становится метафорой восприятия и свежего взгляда. Организаторы стремятся к тому, чтобы и фестиваль действовал подобным образом. Это подтверждает и основной девиз фестиваля: «ДУМАЙТЕ ФИЛЬМОМ!».
Драматургия фестиваля не связана ни тематическими, ни технологическими рамками. Существенно только качество фильмов, которые отбираются без учета пространства и времени. Программа фестиваля принципиально открыта и основана на отборе – в ней представлено все существенное. Она посвящена чешским, центрально-европейским и мировым документальным фильмам. Категорию документального фильма организаторы понимают максимально широко: отбирая произведения кинематографии, они стараются отразить современную открытось мышления и разнообразие творческих подходов – от строго традиционных до оригинально экспериментальных.
Фестиваль документальных фильмов «Йиглава». Программа.
22 мая
- Встреча с режиссером Аделой Комрзы
- Чешский журнал: подготовка к войне
Чехия, 2016 70 мин.
Режиссер: Адела Комрзы
В этом фильме из цикла «Чешский журнал» показано постепенное возвращение милитаризации в наше общество. Попытки возобновить военную подготовку или обязательную военную службу и в целом подготовить страну к следующей большой войне идут рука об руку с боязнью россиян, мусульман, или любых других “врагов”. Наблюдение за оплотом чешского милитаризма превращается в гротескный и пугающий военный парад. Фильм Аделы Комрзы можно рассматривать не только как пример того, как легко люди попадают под параноидальное влияние СМИ, но и как предостережение о возможном включении предметам «Экстремизм» в школьную программу.
Адела Комрзы (1992 г.р.) в этом году заканчивает бакалавриат FAMU. Ее работа, вошедшая в цикл «Телепраздник» (2013 г., МКФ Йиглава 2013) получила приз жюри Чешского кино- и телевизионного объединения FITES. Вторая работа Аделы «То, что тебя не убьет, тебя парализует» рассказывает о парализованном человеке (2014 г., МКФ Йиглава 2014), а также в ее портфолио студенческие фильмы – «Кому важно, кто кого съест» (2013 г.), «Отель Atol****» (2013 г.) и «Мораторий Вондрейс» (2014 г.).
«Мне захотелось понять причину, по которой люди готовятся к войне во имя мира, и поэтому я решила снять калейдоскоп, посвященный поднимающемуся военному настрою».
- Давайте поиграем в солдат
Чехия, 2016 2 мин.
Режиссер: Зденек Халоупка
Военная техника, которую раньше уважали и ценили, превратилась в игрушки. Через город торжественным парадом проходят танки и броневики, и война на короткий миг кажется веселым развлечением, подобным детской игре.
Зденек Халоупка (1988 г.р.) учится в пражской киноакадемии FAMU на кафедре неигрового кино. Его интересуют темы миграции, беженцев и деятельность некоммерческих организаций.
24 мая
- Встреча с режиссером Петрой Несвачиловой
- Закон Гелены
Чехия, 2016 80 мин.
Режиссер: Петра Несвачилова
Главная роль в фильме-исследовании, посвященном так называемой «банде Бердыха», принадлежит сотруднику полиции Гелене Кагновой. В съемках также участвовали подсудимые и осужденные по этому делу. В итоге получился фильм-мозаика, в котором больше внимания уделяется не судебному расследованию, а участвовавшим в нем людям, существующим на грани закона. Режиссер вступает в контакт с преступным миром и сама становится персонажем своего фильма. Она должна решить, безопасно ли встречаться с некоторыми людьми, и это заставляет ее рассматривать вопросы, связанные с сущностью преступления и добра и зла в целом.
«Я думала, что снимаю портрет смелой женщины-полицейского, а в итоге оказалась в тех местах, которых я всегда боялась и которые видела в криминальных фильмах. Преступный мир. И теперь я вижу, что этот скрытый мир вокруг нас иногда находится очень и очень близко».
Петра Несвачилова (1985 г. р.) впервые привлекла внимание к себе, сыграв в 2007 г. в фильме «Куклы» Карины Бабинской. Продолжая карьеру актрисы и регулярно появляясь на кино- и телевизионных экранах, Петра параллельно изучает режиссуру документального кино в Академии искусств FAMU. Среди ее последних работ, показанных на фестивале в Йиглаве «Опус № 50, основанный на истории Милады Гораковой» (2009 г.), «Скажи мне, где немцы» (2011 г.), и фильм о Вацлаве Клаусе «Из Боротина на вершину Снежки» (2013 г.) из цикла «Экс-премьеры».
- Следы, осколки, корни
Чехия, 2016 20 мин.
Режиссер: Кветослава Пржибылова
Паноптикум гнилых яблок, рождественская ёлка с опавшей хвоей, сломанный ствол дерева, червяки ползающие по сотам. Удар падающего на землю яблока, изучение риторики, христианская проповедь, блеяние овец. На протяжении всего фильма «Следы, осколки, корни», посвященного творческому взаимодействию человека и природы, визуальный ряд конфликтует со звуковым. Фильм можно было бы считать экспериментом, скорее это лирическая подборка образов и звуков, усиленная съемками на шестнадцатимиллиметровую камеру. Предметы, созданные человеком, создают безразличный и таинственный фон для прекрасной картины естественного разложения.
«Не знаю, что с этим делать. Постоянно добавляю воду, но он все равно жидкий» – когда-то я слышала эту фразу в разговоре о стройке. И с каждым разом она нравится мне все больше и больше».
Студентка FAMU Квета Пржибылова (1987 г.р.) в основном снимает короткие, поэтические, экспериментально настроенные фильмы, например, «Мой милый малыш» (2009 г.) о превращении мусора в игрушки, «Запомни лошадей» (2009 г.) или «Болтаешь, болтаешь – это все, что ты умеешь, – сказал Овощ». (2014 г.), посвященный поэту абсурда и любителю попугаев Эдварду Лиру.
25 мая
- Люби меня, если сможешь
Чехия, 2016 63 мин.
Режиссер: Дагмар Смржова
Если в других странах сексуальная помощь инвалидам – общепринятое явление, то в Чехии этот вид деятельности еще в новинку. Документалист Дагмар Смржова раскрывает данную тематику в стиле, напоминающем фильмы Эрики Гниковой. Она выбрала трех мужчин-инвалидов и помощника, прошедшего специальную подготовку, и наблюдает за ними в повседневной жизни, по ходу задавая им вопросы. Фильм затрагивает достаточно серьезную тему, являющуюся социальной проблемой, которую общество либо игнорирует, либо считает слишком противоречивой. Дагмар Смржова предлагает более внимательно отнестись к интимной жизни людей с инвалидностью.
«... мы не можем выбрать, какими мы родимся: красивыми или нет, сильными или слабыми, и поэтому мы должны объединяться и помогать друг другу с тем, что может делать один, а для другого это недоступно - в том числе заниматься любовью ...»
Дагмар Смржова (1966 г.р.) окончила FAMU в 1992 году. Работала над сериями документальных циклов «Око», «Г.Э.Н.» («Галерея элиты нации») и «13-я комната». Ее документальный фильм «Женские воспоминания о войне» был показан на фестивале 2005 года в Йиглаве. В своих последних фильмах Дагмар Смржова изучала жизнь людей с ограниченными возможностями. Например, в работе «Спасти Эдвардса» (2010 г.) рассказывается о семье, воспитывающего ребенка с синдромом Эдвардса (трисомия 18), а героинями «Самого тяжелого решения» (2010 г.) стали женщины, решившие родить тяжелобольных детей.
- Что находится за холстом (Из Тишнова в Прагу, или как Карел Вахек перевозил свои картины)
Чехия, 2016, 12 мин.
Режиссер: Гаукур Галлссон
Легенда чешского документального кино руководитель кафедры документального фильма в FAMU Карел Вахек спустя 35 лет возвращается к живописи. По пути с собственной выставки в г. Тишнов он делится воспоминаниями и своеобразными взглядами на жизнь и работу.
Гаукур Галлссон (1989 г.р.) из Исландии изучает режиссуру в пражской киноакадемии FAMU. Он уже снял три короткометражных фильма, кроме того Галлсон регулярно сотрудничает с театральными артистами и перформерами из Рейкьявика.
Твитнуть |
Отзывы
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь