День любви
День любви
День любви - Еврейский праздник любви, или как его называют сами евреи Ту бе-Ав (15-ый день месяца Ав), не считается у них общепринятым. Скорее он является прототипом Дня Святого Валентина у католиков и Дня семьи, любви и верности у православных христиан. Для евреев это очередной повод сделать предложение руки и сердца или просто признаться в любви своей второй половинке.
Об истории Дня любви отлично написал израильский религиозный философ Меир Левинов. По его словам, праздник этот сейчас особо никто не отмечает. Разве что, процесс молитвы в синагогах в этот день значительно укорачивается за счет исключения из него покаянных обрядов и молитв. А так, обычный рабочий день.
Но еще в древности праздник 15 Ава (День любви) считался самым прекрасным из всех существующих. В этот день девушки, облаченные в белые платья, выходили в сады, где водили хороводы. Юноши, искавшие себе невесту, спешили присоединиться к местным красавицам. По обычаю, белоснежные наряды одалживались у подруг, чтобы никто не был ущемлен отсутствием праздничного наряда.
История праздника берет свое начало в глубокой древности – до завоевания города Иерусалим и установления там царства. В те времена девушки, страстно желающие выйти замуж, танцевали в виноградниках в окрестностях шиловского храма.
Праздник этот очень любили и почитали. И тому есть историческое обоснование. В те времена весь народ Израиля был поделен на колена (коалиции), каждое из которых проживало на отдельной от других территории. Такая национальная разрозненность имели лишь несколько точек соприкосновения – общая религия и соглашение о военной помощи в трудную минуту. Но и посягательств на свое территории не допускали. По законам того времени, девушки могли выходить замуж только за представителей своего колена, дабы «не разбазаривать» свои владения налево и направо.
Праздник 15 Ава был единственной возможностью у столь разрозненного еврейского народа объединиться. Он возник как веселье, приуроченное к сбору винограда. Именно тогда израильские старейшины снимали все межколенные запреты, благодаря которым девушки могли познакомиться с парнями их чужеродных еврейских объединений. Этот праздник стал своеобразным символом объединения израильтян в единую нацию.
Кроме того, 15 Ава носит и политический характер, поскольку в свое время именно этот праздник помог преодолеть народу Израиля последствия разрушительной гражданской войны, в которой все еврейские колена «стирали с лица Земли» колено города Биньямина. Задача эта почти была выполнена, но наступило 15 Ава, и евреи не предали давних традиций. Те биньямитяне, которые выжили, получили возможность жениться на дочерях тех, кто еще вчера убивал их матерей и отцов.
Но есть еще одна историческая дата, связанная с праздником 15 Ава. В этот день в далекой древности в Израиле была отменена граница между Южным и Семерным царствами, установленная царем Соломоном. Причина, кстати, все в том же – желание общего праздника и веселья, стремление к общности и народному объединению.
Как показывает нам история последних 10-летий, даже внешняя опасность не в силах сплотить еврейский народ. Невзирая на внешнеполитическую угрозу, народ в Израиле продолжает воевать сам с собой, со скрупулезной точностью выясняя принадлежность к той или иной национальной общине: йеки, марроканцев, курдов, русских и т.д. Но ведь если задуматься, не случайно праздник 15 Ава следует за днем траура – 9 Ава. В это день был разрушен Храм и началось изгнание евреев из Израиля. Вновь началось разъединение народа на общины, которые теперь были разбросаны по всему свету.
Быть может, этот праздник – День любви, любви простой, человеческой – снова даст израильтянам силы на объединение. Ведь в ситуации, когда даже опасность не дает людям стимула к единению, любовь может сделать невозможное. Да будет и в Израиле свой День народного единства!